Образование
Полина Оливерос
Нарушая молчание
Полина Оливерос — американский композитор, исполнитель, аккордионист и была одной из центральных фигур развития поствоенной экспериментальной и электронной музыки. Она сооснавала Центр музыкальных записей в колледже Миллз, Сан-Франциско и была его директором и преподавала в Калифорнийском университете 14 лет. Она оказала огромное влияние на американскую музыку своими техниками импровизации, медитации, электронной музыки и ритуалами. Полина Оливерос также придумала принцип «глубокого слушания», которое возникло из ее восхищения звуками с детства и работой, связанной с концертной музыкой, импровизацией и электроакустикой. Глубокое слушание она объясняла как метод слушания всевозможными способами всего, что можно услышать, не завися от того, что вы делаете. Таким является, например, слушание обыденных звуков, звуков природы, своих мыслей, также как и мелодических звуков.
Оливерос также была одной из немногих женщин, чьи работы признавались музыкальным сообществом, она была плодотворным писателем на темы философии музыки, феминизма и гуманитарных вопросов. Одни из известных ее работ — это «И не называйте их женщинами-композиторами», выпущенной в газете New York Times в 1970 году, где она критикует культурные факторы, которые работают против признания работ великих женщин-композиторов; и «Вклад женщин как композиторов», где она сравнивает аналитические и интуитивные методы мышления и возражает против обесценивания последнего, что в культурном коде обозначалось как женственное.
В 1998 году Полина Оливерос написала эссе для конференции Frau Musica Nova в Кельне, которая посвящена историческим и живущим женщинам-композиторам. Содержание этого эссе по-прежнему актуально, поэтому мы решили его перевести. Если каждый будет более осознанно относиться ко всем участникам музыкальной индустрии, то мир станет только лучше.


Нарушая молчание

И явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд. 

Откровение 12.1

Музыка — самая важная культурная, коммуникационная и синхронизационная стихия на Земле. Все понимают и уважают силу музыки. Музыку используют для управления обществом государством, церковью и образовательными учреждениями. Музыка — один из основных инструментов для корпораций, простой способ донести продукт до потребителя. Музыка — это также и развлечение. Музыка выполняет ещё много других функций и является ключевым образом мышления. Новая оригинальная музыка, необычные аранжировки и импровизации могут изменить мир в том смысле, что ставят под сомнение привычные паттерны и установки. Эти изменения провоцируют дальнейшие размышления и диалог. Размышления, диалог и смена привычек приводят к отторжению устаревших социальных институтов. Новая музыка часто вызывает пренебрежение у консервативных групп, чьи интересы оказываются под угрозой.

Сейчас музыка может сыграть самую положительную роль в заживлении расколов, которые подрывают человеческий дух. Уже только по этой причине творческий вклад женщин, которые традиционно являются целителями (как те, которых сжигали на кострах в 1600-х), нужен сейчас как никогда. На протяжении мировой истории культуры женщины участвовали в создании музыки, проводя обряды посвящения и ритуалы, связанные с рождением, замужеством, смертью. Роль женщины как почитаемого хранителя этих обрядов была забыта, а история музыки переписана в пользу академических композиторов-мужчин. Изначальной задачей академической музыки было развлекать и восхвалять аристократическую верхушку таких стран, как Австрия и Италия. Какую функцию выполняет академическая музыка в нашем обществе сегодня? В чём заключается её ценность и для кого? Какие новые функции может взять на себя академическая музыка, написанная как мужчинами, так и женщинами?

Смена парадигмы — это обряд инициации. Парадигма вытеснения не сменится без энергии и участия женщин — будь то написание академической музыки или присутствие в любой другой музыкальной сфере. Женщины должны взять на себя ответственность и возглавить эти перемены. Наша западная культура страдает без жизненной энергии той музыки, которую традиционно создавали женщины. Женщинам недостаточно просто включиться в академическую музыку — каким бы привлекательным это ни казалось — и достичь совершенства в техниках, созданных и преподаваемых мужчинами. Музыкальная героиня нового тысячелетия должна найти свой собственный голос и проложить свой собственный путь в музыке. Она должна избегать участия в ожесточённых крысиных гонках, часто присущих этой сфере. Она должна пойти на зов затерянной женской музыки, манящей её через эпохи. В слиянии таких внутренних голосов многих женщин родится музыка нового тысячелетия — музыка, которая поможет нам обрести гармонию и найти баланс в общественных отношениях. Чтобы достичь гармонии и баланса, придётся собраться вместе и научиться работать в команде, коммуницировать друг с другом, поддерживать друг друга и двигаться в сторону заживления расколов, которые становятся всё глубже у нас на глазах, — расколов, которые отдаляют женщин от других женщин, от мужчин, от творческого процесса и от силы музыки. Творчество — право, присущее всем людям по рождению.

Женщины многих мировых культур, помимо западной, создавали музыку с доисторических времён. Женщин почитали как жриц — хранительниц обрядов и создательниц музыки для этих обрядов. Именно женщины, вероятно, первыми стали петь колыбельные детям и песни скорби по умершим близким. И, хотя на протяжении веков некоторые женщины-композиторы, такие как Хильдегарда Бингенская (скоро будет праздноваться её 900-летний юбилей), смогли найти свой голос, всё же в основном женщинам — особенно в западной культуре — препятствовали в создании музыки. К работам женщин относились без уважения, ими пренебрегали, их предавали забвению и исключали из программ выступлений и публикаций. Вместе с уничтожением работ Сапфо женщин на заре западной культуры лишили ролевой модели композитора.

Две тысячи лет прошло с посланий апостола Павла, объявившего, что женщины должны молчать в церкви. Вдобавок к этому, женщины должны были молчать во всех остальных общественных институтах патриархата. Женщин заставляли молчать самыми жестокими средствами: геноцидом, охотой на ведьм, убийствами; физическим насилием — изнасилованиями, поркой, избиениями, женским обрезанием, калечащим бинтованием ног; психологическим насилием — издевательствами, принуждением к исполнению унизительных обязанностей, назначением на должность прислуги, принижениями, нищетой, запрете на образование и владение имуществом, отношением как к вещи, рабством и, превыше всего, отказом в равенстве и праве выбора. Осадок от такого обращения в коллективном сознании женщин и продолжающееся до сих пор физическое и психологическое насилие существенно усугубляют страх и препятствуют тому, чтобы женщины высказывались и брали под контроль свои жизни и творческие силы. Несмотря на то, что интеллектуальная парадигма, связанная со свободой женщин активно участвовать в общественной жизни и создании музыки, в последнее время начала меняться в положительную сторону, в коллективном бессознательном женщин всё ещё остаётся страх, который необходимо искоренять и исцелять — только тогда в нашей культуре произойдут реальные изменения на эмоциональном и психологическом уровнях.

С XVIII века и до наших дней в основе создания и восприятия западной академической музыки лежали аристократическая иконография и патриархальная семиотика. Написание академической музыки оставалось исключительно мужской территорией. До недавнего времени женщины не решались или боялись называть себя композиторами, даже если они создавали музыку. Вся система написания, исполнения, публикации и распространения музыки выросла из «венской классической школы». Женщины были исключены из этой школы. Было создано мужское музыкальное гетто «великих» людей. И хотя аудитория последовавшей за этим «новой венской школы» расширилась до буржуазии, женщины были по-прежнему исключены и из неё. Женщинам отводилась роль «группы поддержки», им было позволено лишь восхищаться и покровительствовать. Отношение к женщинам современников-мужчин вторило словам апостола Павла. К примеру, вот цитата композитора Альбана Берга из его письма к Арнольду Шёнбергу касательно Альмы Малер — композитора, вдовы Густава Малера и главного коллекционера фонда Шёнберга:

«Я вас прошу, дорогой господин Шёнберг, не воспринимайте действия госпожи Малер всерьёз. В глубине души она знает — насколько вообще женщина может это сознавать, — кто вы такой, осознаёт ваше явное превосходство и несомненно хочет сократить разрыв между вами. Это не более чем каприз, порождённый дурным нравом женщины, привыкшей выказывать благосклонность или неприязнь исходя из сиюминутной прихоти. Чтобы сменить гнев на милость и наоборот, подобным созданиям достаточно более ничтожного повода, чем нам при выборе галстука. Вероятно, это и есть то, что Вейнингер называл аморальностью женщины. Это бы объяснило и всё остальное: игривую, бессовестную способность одного и того же существа подстраиваться как под высоконравственного Малера, так и под аморального Карпата…»

Переписка Берга-Шёнберга

Ни в одном из писем в переписке между Бергом и Шёнбергом не раскрывается, что Альма Малер также была композитором. Оставаясь в тени своего знаменитого мужа, во всех упоминаниях, включая приведённые выше неуважительные комментарии Берга в отношении неё и женщин в целом, Альма Малер описывается исключительно как главный покровитель Арнольда Шёнберга. От женщин ожидалось, что они будут выполнять подобную роль, а иногда их на это вынуждали обстоятельства, или им навязывали это силой мужчины вроде Берга.

Немногим женщинам-композиторам удалось прервать собственное молчание, не столкнувшись с насмешками, оскорблениями или отсутствием поддержки. Преодоление социальных барьеров, с которыми сталкиваются женщины и другие подавляемые группы людей, требует непрестанных усилий. В наше время ситуация для нас как для композиторов улучшилась лишь слегка. Необходимо устраивать такие фестивали, как Frau Musica (nova), и много чего ещё, чтобы показать силу и энергию женщин, которые вносят вклад в создание музыки. Женщинам нужно собираться вместе, чтобы создавать музыку, радоваться работам друг друга, искать способы изменить своё отношение к музыке и помогать друг другу избавиться от страхов, оставшихся после двух тысяч лет насилия. Необходимо продолжать делать это до тех пор, пока женщины не будут полностью интегрированы в музыкальную сферу на всех уровнях.

Музыкальный бизнес почти не менялся на протяжении истории, и сейчас он должен меняться гораздо большими темпами, если мы надеемся вкусить плоды нашей борьбы ещё при жизни. Несмотря на женское движение и движение за гражданские права, музыкальная индустрия остаётся мужским гетто при поддержке существующей инфраструктуры агентов, менеджеров, ведущих, издателей, продюсеров и попечителей. Программы музыкальных концертов всё ещё почти полностью состоят из сочинений белых мужчин-композиторов. СМИ редко публикуют материалы в поддержку женщин-композиторов. Музыка женщин не используется в классических репертуарах авторитетных учреждений. Учёные редко посвящают исследования женщинам-композиторам, оркестры не исполняют музыку женщин, музыкальные преподаватели не учат своих студентов музыке, написанной женщинами. Конечно, есть и исключения, особенно среди музыковедов, многие из которых изучают музыку с феминистских позиций. Те, кто использует просвещённый подход в отношении женщин в музыке, должны быть признаны и стать примером для всех. 

Необходимы изменения в массовом сознании, на фундаментальном уровне — в преподавании, в концертных программах, в творческих методах, в теории, в истории и в журналистике, во всём, что связано с музыкой. Должно произойти полное преобразование музыкальной индустрии, чтобы условия стали справедливыми для всех. Женщины должны преодолеть страхи, обрести свой голос и нарушить молчание, навязываемое им со времён апостола Павла. Они должны найти в себе силу, волю и сострадание, чтобы помочь друг другу изменить в едином порыве всю индустрию целиком. Музыка не может оставаться уделом исключительно мужчин. Меняется музыка, и изменится мир, каким мы его знаем. Нам нужно сбалансированное общество, где будут в равной степени представлены как мужчины, так и женщины, и где смогут найти поддержку все композиторы и музыканты.

Рекомендации к тому, как вы можете помочь нарушить молчание и сменить парадигму вытеснения в музыке:

Если вы исполнитель, всегда включайте в свои концертные программы музыку, написанную женщинами, наравне с музыкой, написанной мужчинами. Показывайте свой репертуар остальным и учите своих студентов музыке, написанной женщинами. Жалуйтесь, если в программу конкурса не включена музыка, написанная женщинами.

Если вы частный преподаватель музыки, удостоверьтесь, что хотя бы некоторые учебные материалы, которые вы используете, написаны женщинами. Коллективная сила частных преподавателей музыки огромна.

Если вы учёный, посвящайте свои исследования женщинам-композиторам и делайте запросы в библиотеках, чтобы они заказывали публикации по музыке, написанной женщинами. В своих работах используйте ссылки на тексты, написанные женщинами.

 Если вы журналист, пишите о музыке, созданной женщинами. Ведите список женщин, которые создают музыку в вашем городе или сообществе. Найдите способ опубликовать этот список или выложите его в интернет и поделитесь ссылкой с похожими сайтами.

Если вы музыковед, перепишите историю музыки, включив в неё женщин. Посвятите свои исследования женщинам в музыке.

Если вы заинтересованный слушатель, пожалуйста, во что бы то ни стало слушайте музыку, написанную женщинами. Пишите письма музыкальным учреждениям и требуйте, чтобы они приглашали женщин-музыкантов и исполняли музыку, написанную женщинами.

Если вы попечитель, заказывайте музыку у женщин.

Если вы композитор, ставьте на первый план создание сообщества, а не собственную карьеру. Находите способ сотрудничать с другими, приносить пользу индустрии и поддерживать в ней хорошие условия не только для себя, но и для своих коллег. Приглядитесь к той музыке, которую вы пишете, и своему отношению к ней. Прислушиваетесь ли вы к своему внутреннему голосу, отвечаете ли на его призывы? Говорите ли вы то, что вам нужно сказать, или то, что вас учили говорить, по канону, созданному влиятельными мужчинами-музыкантами? Насколько подходят те техники и формы, которым вас научили, для выражения того, что вы считаете своим собственным голосом в музыке? Какую роль, вы бы хотели, чтобы ваша музыка играла в вашем сообществе? А в мире?

Все могут присоединиться к Международному альянсу женщин в музыке и получить текущую информацию по всем аспектам участия женщин в музыкальной индустрии, последние новости о выступлениях, новых произведениях и музыковедческих исследованиях, а также принять участие в инициативах по продвижению концертов и создания музыки женщинами.

 
Текст:
Поделиться в Facebook Поделиться в Twitter
Читайте
также:
e-mail:
при поддержке