Как тебе удается совмещать твои летние песни с этой московской зимой?
Выбора особого нет, так что совмещаю как могу. Если в будни от зимы не скрыться, то на концертах у нас, кажется, получается создать микроклимат, в котором нам и нашим слушателям тепло и светло; в котором можно забыть про зиму и короткий день.
А про зимние настроения, зимние ритмы, будут песни?
Надеюсь, что будут. Хороших новогодних (и вообще зимних) песен мало. Сочинить такую — настоящий челлендж. Есть у меня некоторые наброски на этот счёт, но пока отложу их в сторону, буду наслаждаться весной и летом.
Есть какое-то конкретное время для творческой активности в течение дня?
У меня подвижный график, это и хорошо, и плохо. С одной стороны, я не мучаюсь рутиной, с другой, дисциплина хромает. Найти хотя бы один час в день, в который ты продуктивен, и использовать его для музыкальных дел — уже круто. Часто креативный ресурс растрачивается абы как: пообщаться с друзьями, прочитать книжку, полистать френдленту, плюс есть административная часть работы в группе. А ещё я преподаю, и это тоже требует творческого включения.
А что ты преподаешь?
Вокал взрослым.
Это привносит какие-то идеи в твоё творчество?
Это больше развивает меня как человека, чем как музыканта. Хотя я часто узнаю от учеников классные песни, и общение с разными людьми вдохновляет. Так что, наверное, косвенно преподавание влияет и на творчество тоже.
А для тебя имеет значение, какую музыку слушает человек?
Нет, пусть этот человек слушает что угодно, если ему это помогает, утешает, если музыка находит отклик в его сердце. Иногда я сама испытываю на себе чужой музыкальный снобизм, так что у меня против него выработался иммунитет. Пусть каждый слушает что хочет.
Как у тебя рождаются идеи для песен? Больше в процессе общения или тебе нужно уединение?
И в процессе общения тоже. При общении с интересными людьми (а также книгами и фильмами) ты всегда узнаешь что-то новое: факты, слова, звуки. И когда ты это узнаешь, ты думаешь: «о, это можно использовать». А развивать эти идеи можно уже в одиночестве.
Бывают ли моменты когда тебе хочется что-то принципиально изменить в тексте песни, а уже всё записано и готово к выходу?
Нет. Потому что к записи надо готовиться!
Сами тексты как-то обсуждаются внутри группы?
Нет, в это у моих музыкантов нет ни желания, ни необходимости ввязываться. Бывало, что у меня были сомнения по поводу слова или строчки, я советовалась с ребятами, но они всегда говорили «оставь как есть, так хорошо!»
Когда ты пишешь новую песню, насколько важно до конца раскрыть тему?
Раскрыть тему до конца невозможно, после каждой песни остаётся куча запчастей, фраз, целых оборотов, которые НЕ ВЛЕЗЛИ. Тоже важные и хорошие, но их приходится выкидывать или оставлять до подходящего случая.
В песне тебе важно что-то донести до слушателя или ответить себе на свои внутренние вопросы? Писала ли ты песни для определенного человека и хотела ли, чтобы он это услышал?
Часто песня зарождается как попытка что-то донести, а заканчивается уже как ответ на внутренние вопросы. Порывы достучаться до кого-то конкретного, если и бывают в самом начале, то в процессе написания стихают — всё равно с помощью песни не взять реванш и никому ничего не объяснить. А так хоть хороший текст останется.
А музыку ты сама пишешь?
Да, но не всегда. Например, некоторые мелодии придумывались под музыку, которую сочинили мои музыканты: Петя Черниенко (гитарист) или Давид Харатян (басист).
Что изменилось после курса в школе Маскелиаде?
Один из главных талантов Антона Маскелиаде — вдохновлять. После общения с ним кажется, что нет ничего невозможного, и я с этим согласна. Часто нас останавливают не объективное отсутствие времени или таланта, а внутренние блоки, страхи и зажимы. И Антон популярно объясняет, как побороть эти страхи и зажимы (а заодно написать трек!) в программе Эблтон.
Ты бы хотела, чтобы твоя песня стала саундтреком для полнометражного фильма? Про что был бы этот фильм?
Да, конечно. Не могу представить свою песню в фильме Звягинцева, так что согласна на романтическое кино или хорошую русскую комедию (они существуют!).
Расскажи про своё участие в программе для подростков "Арт Лаборатория»
Прошлой осенью я была куратором или, как говорили ребята, «наставником» музыкального направления программы «Арт-лаборатория»: помогала 13-16-летним музыкантам подготовить программу. Ожидалось, что это будут каверы, но в процессе выяснилось, что некоторые из ребят сами пишут песни. Мы вместе над ними поработали, и на выпускном группа произвела фурор своим небольшим концертом.
Какие у тебя общие ощущения от изменений на музыкальной сцене за эти годы?
Позитивные. Люди пишут музыку, это прекрасно. Угнетает только то, как сложно не пропустить что-то интересное лично тебе в ежедневном потоке новой музыки. Ты должен по названию, картинке или по каким-то по культурным кодам угадать, что тебе понравится. А в целом классно, что все пишут. Москва — лучшее место, чтобы заниматься музыкой.
С кем бы из московских музыкантов хотелось бы сделать совместный проект и какой?
Я очень люблю группу «Дайте Танк(!)». Если им понадобится женский вокал, то мой голос в их распоряжении. Была бы счастлива поработать с Евгением Хавтаном и группой «Браво».
А помимо концертов, ты как-то общаешься со своими слушателями?
Да, мне в удовольствие вести паблики, писать посты, всегда важно и интересно читать комментарии. Но концерты на первом месте, ведь это живое общение. Каждый раз это радость и благодарность за то, что люди пришли, чтобы провести время в нашей компании, послушать наши песни, за то, что они дарят нам своё время и себя.
А когда еще и подпевают…
Да, это что-то непередаваемое. Когда ты понимаешь, что люди знают слова и поют вместе с тобой, сердце замирает.
Мастерская Wordshop music video